28.09.18

Россияне больше не видят в Путине своего спасителя – The Economist


Владимир Путин — спаситель мира, говорят в эфире еженедельного шоу «Москва. Кремль. Путин» пропагандиста Владимира Соловьева в прайм-тайм по государственному телеканалу. В его последнем эпизоде ​​президент России героически приносил мир в Сирию во время обеда с ягненком и малиной с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом; Путин, которого окружила толпа женщин на форуме в Санкт-Петербурге; Путин попал в дальнюю мишень на стрельбище с новой снайперской винтовкой. Цель программы — повысить имидж президента. Но, как показали последние несколько недель, Путин начинает терять свое лицо.

Об этом пишет The Economist

За последние несколько лет иностранные приключения, которые привели к повышению нового российского царя, начинают идти не так. Разоблачение двух агентов военной разведки, которых британская полиция обвиняет в покушение на Сергея Скрипаля и его дочь с помощью нервнопаралитического вещества, вызвало глобальный конфуз, показав значительную некомпетентность силовых структур РФ. Вскоре также ожидается, что этот вопрос приведет к новому раунду американских санкций.

Между тем войны в Украине и Сирии становятся все более дорогостоящими. 17 сентября, когда Израиль бомбил сирийские военные объекты, сирийские войска случайно сбили российский разведывательный самолет с 15 членами экипажа на борту. В ответ Кремль набросился на Израиль и согласился поставлять ракетные системы С-300 в Башару Асаду, несмотря на протесты со стороны Израиля, тем самым рискуя дальнейшей эскалацией. Между тем война в Украине породила религиозный раскол между русскими и украинскими церквями, подрывая претензии Путина на то, чтобы стать объединителем «русского мира».

Но основные проблемы Путина находятся дома. В последние несколько недель Кремль потерпел самое крупное электоральное фиаско со времен массовых протестов в 2011 году — проиграл четыре губернаторских кресла на местных выборах в этом месяце. Эти потери тем более поразительны, поскольку сами выборы были кастрированы. Любому серьезному претенденту было запрещено выдвигаться, поэтому соперники кандидатов от Кремля должны были быть бездельниками.

Однако в обстановке экономической стагнации и недовольства созданием даже эти ручные выборы превратились в форму протеста для избирателей, которые традиционно поддерживали Путина -пенсионеров, низкооплачиваемых рабочих и молодежи из провинциальных городов. Москва была усеяна деньгами, обновлениями и социальными проектами, но возмущение в регионах возрастало.

Тревожный звонок зазвонил сначала на Дальнем востоке страны, где действующий губернатор, установленный Москвой, был вынужден вступить в бой. Путин лично поддержал его во время поездки во Владивосток для ежегодной встречи с лидерами Китая. «Я знаю, что у вас есть второй тур. Я думаю, все будет в порядке», — сказал Путин губернатору. Не стало все в порядке.

Воодушевленные, избиратели радостно пришли на выборы 16 сентября в гораздо большем количестве, чем это было в первом туре, чтобы проголосовать за 37-летнего коммуниста-претендента Андрея Ищенко. Попытка в последнюю минуту повлиять на выборы стала настолько неуклюжей со стороны властей, что правительство не рискнуло отстоять ее. Вместо того, чтобы присудить победу законному победителю, власти потребовали перевыборов. 23 сентября трое других губернаторов, поддержанных Кремлем, проиграли второй тур выборов, в каждом случае по увеличению явки.

Не связывайтесь с пенсионерами


Непосредственной причиной всего этого является предлагаемое повышение пенсионного возраста. Ранее Путин пообещал, что этого никогда не произойдет. И, конечно же, службы безопасности — исключение. Согласно этому предложению, российские мужчины могут рассчитывать уйти на пенсию в возрасте 65 лет и умереть в 66 лет; многие никогда не получат пенсию вообще. Неудивительно, что они осмеливались.

За последние шесть месяцев рейтинг одобрения Путина упал на 15%. Только 48% россиян доверяют президенту или говорят, что они будут голосовать за него сегодня, хотя он был переизбран в марте с 76% голосов. Рейтинг партии «Единая Россия» ниже 30%. Несмотря на всю пропаганду, люди больше не видят Путина своим спасителем и обвиняют его в том, что он тратит слишком много времени на то, чтобы сделать Россию великой снова, а не помогать им.

Даже богатая элита чувствует себя неловко и неудобно, благодаря как растущей конфронтации с Западом (что угрожает их судьбе), так и бесконтрольной силе ФСБ — тайной полиции (которая угрожает их свободе и даже их жизни). Несколько лет назад одобрение от Путина было признано гарантией политической победы. Сегодня, находясь рядом с Путиным, существует риск, как внутри страны, так и за ее пределами.

Ничто из этого не означает, что система Путина вот-вот рухнет. Но он может попытаться смягчить свою уязвимость с помощью насилия в стране и за рубежом. Еще один признак этого произошел 24 сентября, когда Алексей Навальный, лидер оппозиции, который провел последние 30 дней в тюрьме за организацию акции протеста девять месяцев назад, был повторно арестован через две минуты после освобождения. С аппетитом к росту протеста он и его антикоррупционные расследования становятся угрозой.

Если этого было недостаточно, силовик Путина угрожал внесудебными актами. Виктор Золотов, бывший телохранитель Путина, который теперь командует 300-тысячной Росгвардией, призванной подавить любые признаки восстания, 11 сентября причудливо бросил вызов Навальному и пообещал «сделать из него сочную котлету». Его угроза свидетельствовала только о растущей боязни Кремля открытых и честных выборов.

Читайте також