Так считает нынешнее руководство ЧАО «Украинское Дунайское пароходство» (УДП), хотя еще недавно предприятие рапортовало о победах и достижениях, рассказывало о стратегических инициативах, успешно проведенной деофшоризации компании и о том, что УДП уверенно движется к выходу из кризиса. Но сегодня здесь, не только (как прежде) говорят о привлечении кредитных и инвестиционных средств от европейских финансовых институций для обновления флота, но и рассчитывают на прямую помощь государства.
Дело в том, что финансовые показатели за 2020 год, демонстрировавшие высокую прибыль, оказались, мягко говоря, неточными, а, возможно, и сфальсифицированными.
В ноябре 2021 года Министерство инфраструктуры приступило к проведению аудита финансово-хозяйственной деятельности ЧАО «УДП», чтобы установить реальное положение дел в пароходстве. А пока приведем информацию самого пароходства о техническом состоянии флота и финансовом положении компании, точнее — о финансовой ловушке, в которую предприятие попало ради победных реляций.
Самый «грязный» флот на Дунае
В конце октября в Измаиле прошло совещание по вопросам развития Придунавья с участием вице-премьера по европейской и евроатлантической интеграции Украины Ольги Стефанишиной. На нем с докладом о необходимости обновления флота УДП выступил главный инженер пароходства Олег Мудраченко. Вот главные тезисы его выступления:
- Флот ЧАО «УДП» изношен более чем на 90%. Это одна из наиболее острых проблем. Если говорить о буксирах, то основная их часть построена в 1960-1970 годы и имеет средний возраст более 50 лет. Фактически с момента постройки суда не проходили модернизацию или реновацию. При этом самоходный флот почти две трети времени находится вне эксплуатации — в ремонте или отстое из-за непригодного технического состояния, что в свою очередь приводит к уменьшению объемов перевозок и доходов компании.
- Для поддержания флота в надлежащем техническом состоянии каждый год нужно все больше и больше средств. В 2020 году на его ремонт было потрачено более 66 млн грн., с начала 2021-го (менее чем за 10 мес.) — более 52 млн грн.
- Увеличение затрат на ремонт при уменьшении доходов делает работу компании бесперспективной. Выход в пароходстве видят в замене устаревших и неэкономичных (в части расхода топлива и масла) двигателей, установленных на буксирах, на более современные, которые потребляют топлива в среднем на 30% меньше.
- В целом переход речного флота пароходства на современные энергетические установки позволит сэкономить на топливе до €1,8 млн ежегодно. А также сократить штатную численность экипажа (она сегодня является завышенной для проведения безаварийной деятельности). На буксирах УДП работают по 12 членов экипажа, на оснащенных автоматизированными системами судах-кон- курентах на Дунае — по 5-7 человек. Это ведет к дополнительным затратам на оплату труда плавсостава в размере примерно €1 млн.
- Наибольшей угрозой для дальнейшей деятельности ЧАО «УДП» является экологический аспект. Ситуация усугубляется принятым в ЕС Европейским зеленым курсом, который предусматривает сокращение выбросов парниковых газов на 50% к 2030 году и до нуля — до 2050 года. В частности, диоксида углерода, который образуется в большом количестве при сгорании дизельного топлива в судовых двигателях.
Словом, суда речного флота УДП сегодня не отвечают современным стандартам в части выбросов вредных веществ в атмосферу. В то время как крупные перевозчики, конкурирующие с Дунайским пароходством, уже провели модернизацию и замену двигателей на своих судах. Учитывая, что пароходство осуществляет свою деятельность на территории придунайских стран-членов ЕС, существует большая вероятность, согласно оценкам экспертов, получить в ближайшие два-три года запрет на заход речных буксиров и самоходных судов УДП в придунайские порты. Такой запрет будет иметь катастрофические последствия для компании и в целом для государства, поскольку каботажные перевозки на Дунае отсутствуют в принципе.
Исходя из вышесказанного, дальнейшая деятельность пароходства в среднесрочной перспективе, а это три-пять лет, под большой угрозой, считают в УДП.
На спасение флота требуется €50 миллионов
Единственный выход из сложившейся ситуации — это массовое обновление речного буксирного и самоходного флота в ближайшие два-три года. Но поскольку на строительство нового буксира необходимо €3-5 млн, то в пароходстве делают ставку на модернизацию с заменой основного судового оборудования — главных двигателей, дизель-генераторов и прочего машинного оборудования. По подсчетам специалистов УДП, примерная стоимость полной модернизации 1 буксира — €1,5 млн. Поэтому на первом этапе планируется провести частичную модернизацию флота (в частности, замену судовых дизель-генераторов на буксирах-толкачах), стоимость которой ориентировочно составляет до €100 тыс. на один буксир. Экономический эффект от реновации одного буксира, по подсчетам УДП, составляет €400 тыс., соответственно срок окупаемости инвестиций — около четырех лет.
Дунайское пароходство имеет грузовую базу в размере до 3 млн тонн. Для обеспечения перевозки этих грузов необходимо осуществить реновацию 25-30 буксиров. Исходя из этого, общий объем необходимого финансирования оценивается в €50 млн.
ЧАО «УДП» на сегодняшний день не имеет таких средств, поэтому единственный выход руководство предприятия видит в поддержке государства и в привлечении финансирования международных финансовых организаций, в частности ЕБРР, или в получении кредита в одном из европейских банков.
Напомним, ранее для привлечения
дешевых кредитов и средств ЕБРР (тогда речь шла о сумме в $200 млн)
руководство УДП создало единого европейского оператора — венгерскую
компанию BSC Business Shipping Company Kft, которая затем была
переименована в UDP Europe. Этой компании планировалась передача
фактически всего флота пароходства. Благодаря огласке и вмешательству
Службы безопасности Украины, афера провалилась. Но после этих событий
вскрылись и другие факты.
Финансовые показатели искажены
О том, что отчетные показатели работы УДП за 2020 год искажены, сообщил нынешний и. о. председателя правления ЧАО «УДП» Павел Яценко (до апреля 2021 года занимавший пост заместителя председателя) в письме на имя министра инфраструктуры Александра Кубракова от 9 июня 2021 года. По словам Яценко, они были безосновательно раздуты с целью создания картины успешной деятельности компании, что привело к завышению финансовых обязательств. В итоге пароходство оказалось в сложной ситуации из-за невозможности заплатить дивиденды государству за 2020 год, что чревато арестами счетов и потерей платежеспособности УДП. Такие действия, как предоставление заведомо неправдивой финансовой отчетности, имеют признаки криминального правонарушения, сказано в письме.
В частности, согласно финансовой отчетности за 2020 год, УДП получило прибыль в размере 79 млн грн. Исходя из этого, пароходство до 1 июля 2021 года должно было уплатить 50% чистой прибыли (39,7 млн грн) в качестве дивидендов. Кроме того, необходимо было заплатить авансовый платеж с налога на прибыль в размере 18%, что составляет 7,1 млн грн.
Напомним, что прибыль в 79 млн грн преподносилась бывшим руководителем пароходства и экс-министром инфраструктуры как большой результат, которого сумело добиться УДП. На самом же деле реальная прибыль УДП составила 11 млн грн. Как пояснил Яценко министру Кубракову, особенности украинского бухучета не позволяют пароходству вести консолидированную отчетность с иностранными дочерними компаниями, в частности Danubo Special Shipping (Панама), что дает возможность искажать отчетные показатели.
Дело в том, что с этой дочерней компанией неразрывно связана работа речного флота УДП, который на сегодня генерирует 83% чистого дохода. Модель этой работы предусматривает передачу тяги (речных буксиров и самоходных судов), которая находится на балансе УДП, в рейсовый чартер Danubo Special Shipping. А уже эта тяга осуществляет буксирование тоннажа УДП (112 речных несамоходных барж) и тоннажа Danubo Special Shipping (95 речных несамоходных барж). То есть основная деятельность пароходства осуществляется за пределами Украины. Такая система работы была внедрена еще в 2013 году с целью перевода плавсостава на контракт и обеспечения конкурентной оплаты труда экипажам судов на рынке дунайских перевозок.
Словом, финансовый результат
работы УДП напрямую зависит от Danubo Special Shipping. Искажение же
отчетности произошло за счет необоснованных ставок расчетов между УДП и
Danubo Special Shipping. При этом иностранная дочерняя компания была
загнана в убытки, которые составляют 56 млн грн или $2,1 млн.
Дело
в том, что прибыль между УДП и Danubo Special Shipping можно
перераспределять с помощью изменения стоимости буксирования и стоимости
рейсового чартера. Как результат, в 2020 году УДП получило прибыль в
размере 79 млн грн, а Danubo Special Shipping — убытки в размере 56 млн
грн. В значительной мере (на 68 млн грн) такую прибыль пароходство
получило как раз за счет необоснованного снижения стоимости буксирования
несамоходного флота и одновременного завышения стоимости рейсового
чартера, а также курсовой разницы по этим операциям.
Денег нет
Если чистая прибыль УДП оказалась виртуальной, то долги — вполне реальными. Как сказано в письме на имя Кубракова, группа компаний УДП и Danubo Special Shipping задолжала за бункеровку топливом — €1288 тыс., за агентские услуги — €918 тыс., экипажам судов — €881 тыс.. Плюс к этому еще в июне истек срок оплаты возвратной финансовой помощи ГП «Дельта-лоцман» в размере 40 млн грн.
Указанные долги, по словам руководства, несут высокие риски ареста всего флота УДП и Danubo Special Shipping в случае обращения кого-либо из кредиторов в суд — такой сценарий является катастрофическим для компании.
При реальной чистой прибыли в 11 млн грн и огромных накопленных долгах УДП должно было заплатить в госбюджет 46,8 млн грн. Но ввиду отсутствия средств для своевременной оплаты обязательных платежей руководство пароходства было вынуждено обратиться к министру инфраструктуры с просьбой приостановить действие приказа о выплате дивидендов на срок, необходимый для стабилизации финположения, проведения независимого аудита деятельности ЧАО «УДП» и получения выводов о реальном финансовом положении компании.
Кстати, по данным пароходства, за 10 месяцев 2021 года флот ЧАО «УДП» сократил грузоперевозки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,1% — до 2,002 млн тонн. При этом речным флотом перевезено 1,752 млн тонн грузов, морским — 249,6 тыс. тонн. Отметим, что в 2020 году флот УДП сократил грузоперевозки по сравнению с 2019 годом на 16,8% — до 1,32 млн тонн. В том числе перевозки речным флотом — на 16%, до 1,09 млн тонн, морским — на 19,8%, до 230 тыс. тонн.
Что касается финансовых показателей этого года, а также дальнейших управленческих шагов по выводу предприятия из кризиса, руководство УДП будет готово озвучить их после результатов аудита.
Юрий Васьков, заместитель министра инфраструктуры, о положении дел в УДП и возможных кадровых перестановках:
— МИУ оценивает положение дел в пароходстве как недостаточно эффективное. С одной стороны, предприятие работает вроде как прибыльно, с другой — достаточно размыты перспективы и отсутствуют предпосылки для долгосрочного развития. Есть проблемы, которые копились годами и которые пытается решить текущий менеджмент. Финансовое состояние постепенно улучшается, но требуются более активные действия. Сейчас на предприятии работает аудит, который изучает работу предприятия за последние годы, мы ждем его результатов для принятия соответствующих решений. Следует отметить, что пароходство также является объектом государственно-частного партнерства. Крупные компании, в том числе с мировым именем, интересуются получением этого актива, скажем в ту же концессию. Такие инициативы внимательно изучаются, но это процесс небыстрый.
Что касается оценки работы команды, которая сегодня управляет пароходством, то МИУ допускает кадровые перемены. Но сказать, что есть готовые кандидаты с опытом, репутацией, а главное — с четкой программой повышения эффективности работы судоходных компаний… Их единицы, и не все они готовы работать в госсекторе. При этом отмечу, что текущий менеджмент успешно предпринимает меры, направленные на повышение эффективности УДП.