16.02.17

Морской порт Черноморск превратился в "пункт проката" инвентаря


На протяжении десятилетий «Ильичёвский морской торговый порт», ныне переименованный в «Морской Торговый Порт «Черноморск», являлся градообразующим предприятием. В лучшие времена здесь трудились более 11 тысяч человек. Профессия докера-механизатора считалась престижной и в местное ПТУ-22, где готовят специалистов для работы в порту, съезжались молодые парни и девушки со всей области.


Сейчас училище свело к минимуму набор на эту специальность, а большинство молодых и талантливых выпускников даже не надеются на трудоустройство из-за отсутствия развития порта.

Нынешние руководители порта все упрёки и обвинения в свой адрес отметают, объясняя такое положение предприятия падением промышленного производства в целом по стране. Никто и не спорит: уже десятилетие мы наблюдаем отрицательные показатели в динамике развития экономики Украины. Однако, это ли стало главной причиной катастрофического падения грузооборота порта «Черноморск»?

Если разобраться, то причина в другом – руководство, неспособное решать вопросы, привлекать новые грузопотоки, развивать собственные мощности и грамотно использовать потенциал и опыт, оставшийся в наследство от «Ильичёвского морского торгового порта».

Давайте по порядку. После реформы в портовой отрасли, на базе «Ильичёвского морского торгового порта» были созданы два государственных предприятия: Ильичёвский филиал «Администрации морских портов Украины» и государственное предприятие «МТП «Черноморск». Первое контролирует все причалы, дороги (в том числе ж\д), обеспечивает безопасность. Второе предприятие является портовым оператором, стивидором, который, используя инфраструктуру порта, доставшуюся в наследство от «Ильичёвского морского торгового порта», призван обеспечивать грузооборот и привлекать клиентов. ГП «МТП Черноморск», имея всё необходимое оборудование, технику, трудовые и материальные ресурсы, мог стать крупнейшим предприятием по перегрузке грузов, однако на деле это оказалось не совсем так. Или, совсем не так.

Много говорить о статистике ни к чему. Достаточно того, что в 2016 году собственная грузопереработка составила 53,5 % от плановых показателей. Грузооборот в сравнении с 2015 годом упал на 45,6 %. Т.е. основные показатели за год снизились в 2 раза. Если выражаться в абсолютных цифрах, то по итогам 2015 года порт переработал 11 млн. 931,1 тыс. тонн., а уже в 2016 - лишь 6 млн. 580 тыс. тонн. Всё остальное, как говорится, лирика…

При правильной организации работы, порту не пришлось бы привлекать частные компании для обработки грузов, самостоятельно организовывая всю работу и развивая собственные мощности. Именно такая практика применяется во всём мире. Инвесторы привлекаются лишь на пустующие площадки с тем, чтобы максимально эффективно использовать все возможности территории порта. Во всём мире территория порта не служит пунктом, где можно «задёшево» арендовать склад и технику, «попользовать» её, получить прибыль и ничего не вложить в развитие самого порта. Однако именно такая практика зачастую применяется в порту «Черноморск».

Действующим руководством порта полностью изменена тенденция развития портовой отрасли. Вместо того, чтобы привлекать грузопотоки и использовать свою технику по назначению, используется преступная схема по занижению себестоимости работы техники. Затем, портальные краны и другая перегрузочная техника, сдаются в почасовую аренду неким частным структурам, а прибыль, которую мог бы получить порт, уходит к частнику. При этом себестоимость использования техники не включает её техническое обслуживание, амортизацию и т.п. Кроме того, тем же частным структурам, предоставляется возможность использовать территорию порта для выполнения грузовых работ, что фактически является арендой государственного имущества без согласия органа управления, без проведения экспертизы и открытого конкурса. В итоге, докера сидят без работы и достойных зарплат, порт остаётся без грузопотоков, соответственно уменьшается прибыль, а сам порт уже не порт, а скорее пункт проката инвентаря.

Ни для кого не секрет, с какой целью это делается. Однако, непонятно, каким образом прямое уничтожение порта «Черноморск» остаётся без внимания в Министерстве инфраструктуры?

Руководство порта, вместо того чтобы заниматься развитием порта, занимается отправкой необоснованных жалоб в контролирующие и правоохранительные органы на стабильно работающих в порту портовых операторов, а также Администрацию морских портов Украины, пытаясь тем самым отвлечь внимание от описанной схемы скрытой аренды государственного имущества.

Одним из примеров вопиющей халатности руководства, стал случай двухмесячной давности, когда денежные средства порта были размещены на текущих счетах в ПАО «Платинум Банк», который обанкротился. Зная об угрозе банкротства коммерческих банков, в Мининфраструктуры выпустили директиву, согласно которой государственные предприятия обязаны хранить денежные средства на счетах только государственных банков. В итоге, из-за преступной халатности нынешнего руководства, в один прекрасный день у ГП МТП «Черноморск» испарились 109 млн 700 тыс. грн на гривневом счету и 4 млн 800 тыс. грн в гривневом эквиваленте на долларовом счету. На днях депутат Верховной Рады Украины, член межфракционного объединения «Депутатский контроль» Геннадий Кривошея в ходе брифинга призвал Министра Инфраструктуры Украины Владимира Омеляна провести проверку компании «МТП «Черноморск» и деятельность её руководителя Сергея Крыжановского.

www.04868.com.ua

Читайте також