Страницы

23.09.19

Одиозного Юрия Васькова пытаются протолкнуть на должность первого заместителя министра инфраструктуры

Юрий Васьков по левую руку от Януковича

Неделю назад «группа стивидоров» остановила неудавшийся затяжной штурм должности первого заместителя министра инфраструктуры. Они убрали с поля битвы сбитого Владимира Шульмейстера — и наступило короткое затишье. Однако бизнес-структуры, которые хотят видеть на этой должности своего человека, недолго зализывали свои раны, подтягивали резервы и меняли тактику.

На этот раз «стивидоры» решили не идти в лобовую атаку через СМИ, а тихо зайти с тыла и протолкнуть своего протеже в замминистры через Офис президента. Однако из ОП сразу же слили фамилию нового претендента «стивидоров». Им оказался бывший замминистра инфраструктуры и экс-начальник Одесского порта Юрий Васьков.

Детали биографии Васькова


  родился в 1979 году, живет в Одессе, директор ООО "Укрмара".
  на недавних выборах Президента Юрий Васьков был доверенным лицом кандидата Александра Вилкула в Киевском районе Одессы (изб. округ №133)
— депутат Одесского горсовета в 2010-2015, фракция Партии регионов;
— 2011-2013 — начальник Одесского порта, приказ о назначении в День рождения 32-летнего Васькова подписал Борис Колесников, вице-премьер-министр - министр инфраструктуры, ставленник Рината Ахметова;
— 2013-2014 — глава ГП «Администрация морских портов», приказ о назначении подписал Владимир Козак, министр инфраструктуры Украины, ставленник «семьи» Януковича.
— 2015-2016 — заместитель министра инфраструктуры Украины,  отвечал за морехозяйственный комплекс.

Уже к 35 годам Васьков без отрыва от работы каким-то образом заимел 4 диплома о высшем образовании (Одесская Национальная Морская Академия, Одесская Национальная Юридическая Академия, Одесский Национальный Морской Университет, Аспирантура Одесской Национальной Морской Академии, Немецкий институт IBR), закончил аспирантуру, защитил кандидатскую и стал членом-корреспондентом Транспортной Академии Украины. По этому поводу журналисты замечают, что в Украине такое возможно только в Одессе.

Несмотря на то, что карьерный взлет Васькова состоялся во время безраздельного властвования «семьи» Януковича, своему кадровому продвижению на должность отвечающего за порты замминистра инфраструктуры он во многом обязан Сергею Фаермарку — скандальному коррупционеру из «Народного Фронта» известному как «кошелек Яценюка». Фаермарк начал брать под свой контроль одесские порты и Васькова в придачу еще при Януковиче и продолжал их контролировать при министре инфраструктуры Андрее Пивоварском. Свою коррупционную деятельность в портах Фаермарк осуществлял через Юрия Васькова.

Журналисты выяснили, что должность замминистра Васькову была куплена за 100 млн гривен через Владимира Шульмейстера (доверенное лицо министра Андрея Пивоварского).

Некоторые подробности деятельности Васькова


— руководил строительством порта «Карантинный мол» в Одессе. Потратил 2 млрд грн бюджетных средств. Строительство велось с грубыми нарушениями, в итоге волнолом утонул. Правоохранительные органы заподозрили, что из-за откатов работы были выполнены некачественно, а средства перегонялись через фирмы-прокладки - и открыли уголовное производство. На сегодня следствие продолжается.

— де-факто инвестировал 1 млрд бюджетных средств в частный бизнес Р. Ахметова, профинансировав за счёт государства дноуглубление в Морском торговом порту «Южный», находившемся в аренде у олигарха. Во времена В. Януковича активно лоббировал сдачу уникального, стратегически важного для Украины МТП «Южный» в концессию Р. Ахметову.

— организовал грандиозную аферу с созданием «единого окна» в портах в виде так называемой Информационной системы портового сообщества (ИСПС). Этот программный продукт принадлежит частной структуре ООО «ППЛ 33-35», которой Васьков  предоставил монопольное право на оформление грузов. АМКУ до сих пор ведет расследование в отношении злоупотребления монопольным положением этой фирмой, которая в 2014 году без открытого конкурса получило от Васькова заказ на разработку и внедрение ИСПС, после чего начала произвольно устанавливать цены на услуги доступа к системе.

— основная задача, которую выполнял Васьков, находясь на должности заместителя министра инфраструктуры – контроль  ГП «АМПУ», подготовка предложений по объему работ, которые необходимо выполнить с целью «освоения» конкретных сумм и дальнейшая организация их «распила». «Пилить» было что - чистая прибыль АМПУ в 2015 году - 4,5 млрд. грн.

Кто такие «стивидоры» и как они связаны с Васьковым?


«Стивидоры» - это частные группы компаний ТИС, Risoil S.A., Трансшип и P&O MaritimeUkraine. Это название они выбрали себе сами в своих многочисленных обращениях к президенту и мировой общественности.

Последние месяцы стивидоры всячески стараются протолкнуть на должность первого замминистра инфраструктуры своего человека, чтобы в дальнейшем продвигать через него свои бизнес-интересы, в частности, вопросы земли и приватизации госимущества. Именно эти компании недавно пытались пролоббировать на должность сначала министра, а затем и замминистра инфраструктуры махрового коррупционера Владимира Шульмейстера и оплатили ему мощную раскрутку в СМИ.

Васьков
Васьков c Андреем Пивоварским и Андреем Ставницером в порту Южный

Во время работы Васькова в Мининфраструктуры данные компании были замешаны во множестве кадровых, коррупционных, земельных, налоговых и прочих скандалов. Один из наиболее нашумевших – установление приказом Министерства инфраструктуры в 2015 году привилегированных ставок корабельных сборов для ТИС. По данному вопросу было открыто уголовное дело. Сума недополученных денег АМПУ в 2016 году составляла 2,8 млн долларов.

Компания P&O Maritime Ukraine «прославилась» в 2016 году скандальной попыткой скупить за бесценок 12 государственных буксиров Одесского порта. Инициатором этой коррупционной сделки являлся Андрей Ставницер, генеральный директор вышеупомянутого ТИС. Соглашение находилось на финальной стадии, но было прекращено правоохранительными органами.

Группа компаний Risoil при Васькове многократно оказывалась замешанной в коррупционных скандалах. В 2016 году ее обвиняли в уклонении от уплаты налогов с вывозом валютной выручки за границу. В 2015 руководитель Risoil Шота Хаджишвили «продавил» в министерстве скандальное назначение начальником Ильичевского порта своего кума и сотрудника Risoil — Сергея Крыжановского. В январе 2016 года Генпрокуратура возбудила производство в отношении Risoil, Был наложен арест на земельный участок  компании Хаджишвили в порту Черноморска. Затем СБУ провела обыски в четырех офисах Risoil и трех квартирах сотрудников компании.

Компания «Трансшип» также засветилась во множестве коррупционных скандалах во время работы «под Васьковым». Прославилась тем, что в 2015 году учредила в оккупированном Крыму в Керчи ООО «Трансшип-агент». Недавно «Трансшип» организовал массированную информационную атаку на «Украинское Дунайское пароходство» с целью рейдерского захвата предприятия. Васьков, будучи замминистра инфраструктуры, покрывал хищение руководством этого пароходства денежных средств в особо крупных размерах.

Кроме стивидоров вопросами карьеры Васькова озаботилось и одно должностное лицо:  руководитель АМПУ Райвис Вецкаганс — преемник Васькова на этом посту. Сегодня он находится в полушаге от увольнения. Однако, похоже, ему дали гарантии, что в случае попадания Васькова в министерство, он сохранит свою должность.

Надо заметить, что Вецкаганса, так же как и Васькова, привели люди, связанные с Ринатом Ахметовым. Напомним, до АМПУ гражданин Латвии Вецкаганс торговал шпротами у себя на родине, его назначили без конкурса.

За 2,5 года (в нарушение законодательства!) пребывания на должности исполняющего обязанности главы АМПУ  Вецкаганс не решил ни одной поставленной перед ним задачи по развитию портовой отрасли. Он не сумел (не захотел?) уменьшить штат АМПУ, а связанные с ним расходы, которые забирают треть доходов, лишь возросли. При нем резко упали доходы и грузооборот портов, были утрачены, если не сказать уничтожены транзитные перевозки через украинские порты. Чистый доход АМПУ за 2018 год упал на 1 миллиард гривен, а чистая прибыль за 2018 год упала также почти на 1 миллиард.

Вецкаганса постоянно упрекают в обслуживании интересов олигархов за государственный счет. Так, например, в "Южном", где проводит операции компания Ахметова "Портинвест", АМПУ провела дноуглубление до рекордного 21 м. При этом подобные работы в других портах им тормозятся.

Самым большим провалом Вецкаганса называют то, что он так не создал условий для  привлечения инвестиций в отрасль. Его обвиняют и в срыве планов по капитальным инвестициям самой АМПУ. К примеру, в 2018 году показатель выполнения составил всего 45%.

Аналитики отмечают, что деятельность Вецкаганса привела к подрыву репутации Украины как морской державы. С момента его назначения журналисты указывали на его тесные связи с Россией. Глядя на результаты его работы, возникает мысль, что он действует в интересах враждебной нам державы…

История может повториться


Что мы узнали из биографии Васькова? Чиновник, воспитанный и назначаемый на ответственные посты «семьёй» Януковича, соучастник масштабных коррупционных сделок, персонально виновный во множестве «провалов» государственного значения. После смены власти в результате Революции достоинства с помощью коррупционеров занял должность заместителя министра инфраструктуры, отвечающего за портовую отрасль, и занимался там коррупционной деятельностью в интересах олигархов и «стивидоров».

И вот власть меняется снова. Но в этот раз, вряд ли кому-то непонятно зачем те же самые стивидоры и их друзья снова пытаются усадить послушного Васькова в кресло первого заместителя министра инфраструктуры

Михаил Новоселов, "Транспортный Вестник"