Страницы

02.05.19

Цены на электроэнергию в Австралии ушли в минус, выработка солнечных электростанций была остановлена

В связи с высокой выработкой солнечных и ветровых электростанций, относительно низким потреблением электроэнергии и ограниченными возможностями перетоков в связи с ремонтными работами, в австралийском штате Южная Австралия на текущей неделе фиксировались отрицательные оптовые цены на электроэнергию. Во вторник оптовый рынок уходил в минус примерно на шесть часов, в среду примерно на четыре часа.

В течение этих периодов большую часть времени солнечная и ветровая генерация покрывала всё потребление электроэнергии в рамках региона. Цены падали до минус 120 австралийских долларов за мегаватт-час и могли бы снизиться ещё, если бы не поддержка со стороны накопителей энергии, в особенности знаменитой большой «батарейки» Tesla.

Кроме того, две крупные солнечные электростанции были временно отключены от сети на основании специальной оговорки «нулевой цены», содержащейся в двусторонних договорах купли-продажи электроэнергии.

Объекты солнечной генерации Bungala установленной мощностью 220 МВт и Tailem Bend на 95 МВт работают на основе долгосрочных PPA с Origin Energy и Snowy Hydro соответственно. Новая форма контрактов на покупку и продажу электроэнергии, вырабатываемой солнечными станциями, предусматривает, что покупатель не платит им ничего в период, когда цены на оптовом рынке опускаются ниже нуля. В результате выработка таких станций просто останавливается.

К слову, солнечная электростанция Tailem Bend была полностью введена в строй и начала работать на полную мощность только 29 апреля, за день до описываемых событий. В целом, в штате Южная Австралия доля домохозяйств, имеющих свою солнечную электростанцию составляет даже 31%. Таким образом, одна солнечная электростанция уже приходится на каждые 12 жителей страны.

Феномен отрицательных цен на электроэнергию возможен на рынках, где юридически допускаются отрицательные цены. Случается, что предложение электроэнергии, превышающее спрос, не может быть оперативно снижено по технологическим или регуляторным причинам. В результате цена опускается ниже нуля.

Разумеется, в оптовых отрицательных ценах на электроэнергию в общем-то нет ничего хорошего, и они не транслируются конечным потребителям, живущим по регулируемым тарифам. Своего рода положительным моментом здесь является стимулирование регуляторов и участников рынка к внедрению новых технологий, таких, скажем, как накопители энергии, позволяющих снизить число подобных случаев.

Доля солнечной и ветровой энергии в энергосистеме Южной Австралии в среднем за год сегодня превышает 50%. Ожидается, что она вырастет до 70% к 2021 году и до 100% к 2026 году.