4
апреля 2019 года в Одессе на торжественной церемонии награждения
победителей Национального морского рейтинга Украины по итогам 2018 года
награду «Рекорд года» получило Украинское Дунайское пароходство
В
2018 году ЧАО «Украинское Дунайское пароходство» установило рекорд по
количеству пассажиров перевезенных круизным пассажирским флотом за все
время независимости Украины. Всего на борту круизных теплоходов
«Україна», «Молдавія», «Дніпро» и «Волга» пароходство в сезоне
пассажирской навигации обслужило более 14600 туристов.
Прокомментировать
этот результат редакция журнала "Порты Украины" попросила главу
Правления Украинского Дунайского пароходства Дмитрия Чалого.
Дмитрий Чалый получает знак отличия «Рекорд года» |
- Установленный рекорд планировался заранее?
-
Мы являемся государственным предприятием, поэтому Министерство
инфраструктуры на каждый год нам устанавливает финансовый план, в
котором присутствуют и количественные показатели. В 2018 на пассажирских
судах мы перевезли 19092 человека, что больше плана на 6592 человека
или на 53%, и больше, чем на 4055 человек или на 27%, по сравнению с
2017 годом.
В
прошлом году, чтобы успешно войти в навигацию, мы приложили немало
усилий и вывели на линии все четыре пассажирских круизных теплохода. В
их ремонт были вложены колоссальные средства, в том числе, чтобы
привести в соответствие с нормами Евросоюза установки по очистке и
обеззараживанию сточно-фекальных вод. В частности, на теплоходах
«Молдавія» и «Україна» были установлены инновационные очистные
устройства модульного исполнения с механической мембранной фильтрацией и
полным циклом биологической очистки.
Доковий ремонт круизного теплохода "Україна" |
В межнавигационный период на всех круизных теплоходах был выполнен большой объем работ по ремонту пассажирских зон и приведению их в надлежащее состояние - изготовлена мебель, произведен ремонт панелей, замена палубного и коврового покрытий и так далее. Также на теплоходе «Молдавія» были полностью восстановлены каюты, которые в мае 2017 года пострадали во время аварии.
Кое-кому
может показаться, что пассажирские перевозки — это только летние
заботы, а в межнавигационный период мы «отдыхаем». Однако после
окончания навигации у нас начинается не менее ответственный период. На
судах находится большое количество радионавигационного,
электротехнического, механического оборудования, различных устройств,
энергетическая установка. Всё это хозяйство, а также корпусная часть
требует освидетельствования, проверки, технического обслуживания,
ремонта. восстановления защитных покрытий. Все работы предъявляются
экспертам Регистра. Также производится освидетельствование спасательного
и пожарного оборудования.
Хочется,
чтобы все представляли, какую огромную работу мы проделываем при
подготовке к навигации. При этом в межнавигационный период на
пассажирских теплоходах мы не зарабатываем, хотя вкладываем в них
немалые средства.
В прошлом году пассажирский флот пароходства начал навигацию по графику с 14 апреля. К сожалению, из-за критического обмеления Дуная на австрийском, словацком и венгерском участках реки во втором полугодии пассажирский флот был переведен на работу по измененной схеме: теплоходы выполняли рейсы Пассау - Вена - Пассау без захода в Будапешт. В венгерскую столицу и Братиславу туристов доставляли автобусами, где для них была предусмотрена экскурсионная программа в полном объеме. Из-за форс-мажорных обстоятельств на теплоходах «Молдавія», «Україна» и «Дніпро» по два рейса были аннулированы, что привело к немалым потерям.
Тем
не менее, за время навигации круизными теплоходами было перевезено
более 14,6 тыс. туристов и тем самым установлен рекорд. Кроме того, наш
прогулочный теплоход «Евгений Косяков» в 2018 выполнил 35 судозаходов в
украинскую дельту Дуная, благодаря чему экскурсионное обслуживание
получили еще 4,5 тысячи иностранных туристов. В этом году «Евгений
Косяков» уже открыл сезон экскурсионных рейсов и доставил в дельту Дуная
130 туристов из Австрии.
Сейчас начинается навигация круизных теплоходов 2019 года, и я хочу пожелать их экипажам успешной работы и новых достижений.
- Есть надежда обновить рекорд в этом году?
-
Конечно, если позволит Дунай. Финансовым планом ЧАО «УДП» на 2019 год,
установлено, что все наши «пассажиры» должны перевезти в этом сезоне не
менее 19 тыс. пассажиров. Для достижения этого результата мы провели
максимально возможный объем работ для подготовки теплоходов к навигации
2019-го года. На заводе «Дунайсудоремонт» три наших «пассажира» прошли
доковый ремонт, на теплоходах «Волга» и «Дніпро» были отремонтированы
системы отвода фекальных вод и проведена подготовка к установке очистных
сооружений. Возраст этих судов - 48 лет. Установки, которые находятся
на судах, давно устарели. Также на этих судах установили
самозакрывающиеся двери, как это было сделано ранее на теплоходах
«Молдавія» и «Україна».
К сожалению, с учетом значительной стоимости работ по реновации и модернизации судов ЧАО «УДП», низкой рентабельности их работы и высокой конкуренции на рынке, мы не можем позволить себе значительное финансирование для модернизации пассажирского флота и придерживаемся стратегии удержания существующих позиций за счет предоставления высокого уровня сервиса и экскурсионного обслуживания.
- Вы упомянули о конкуренции - насколько прочны позиции у ЧАО «УДП» на рынке дунайских круизов?
-
Европейская круизная речная индустрия в последние годы стабильно
растет. Общий пассажиропоток на европейских реках, в том числе на Дунае,
увеличивается, поэтому перспективность развития дунайского
туристического бизнеса очевидна.
Самой
динамично развивающейся частью дунайского судоходства являются
пассажирские перевозки на судах с каютами. Пассажиропоток на таких судах
в 2017 г. составил около 50% от объема пассажирских перевозок в Европе,
при этом рост пассажиропотока на линиях Верхнего Дуная за 2012-2017 гг.
составил более 70%.
Наши
конкуренты практически ежегодно вводят в эксплуатацию вновь построенные
суда. Число круизных судов, работающих на участке Верхнего Дуная,
сегодня составляет более 200 единиц.
Поэтому
круизным судам ЧАО «УДП», средний возраст которых 44 года, трудно
конкурировать с большим количеством новых, построенных по современным
требованиям плавучих гостиниц иностранных компаний, которые имеют
уровень комфортности 4-5 звезд. К сожалению, на отечественном рынке
отсутствуют надежные туроператоры, которые могли бы обеспечить загрузку
пассажирского флота пароходства в течение всей навигации. Однако, даже в
такой сложной конкурентной ситуации, пассажирский флот ЧАО «УДП»
занимает свою нишу, обслуживая средний контингент туристов с уровнем
комфортности 3-3,5 звезды.
Деятельность
круизного флота ЧАО «УДП» нацелена на немецкий сегмент, который
занимает до трети от общего объема рынка. Фрахтователем всех четырех
круизных теплоходов ЧАО «УДП» в сезоне пассажирской навигации 2018 года
являлся немецкий туроператор BigXtra Touristik GmbH. В отличие от
крупных немецких туроператоров, которые имеют свою идеологию круизов,
наш туроператор работает через сеть Интернет и позиционируется, как
лоукостер. Это влияет на уровень фрахтовых ставок, которые ниже, чем в
среднем по Дунаю.
Капитан т/х «Молдавія» Сергей Алдошкин приветствует на борту судна 92-летнюю туристку |
При этом, подавляющее большинство немецких пассажиров положительно оценивают уровень сервиса, радушие и гостеприимство украинских экипажей. На авторитетном туристическом интернет-портале, где пассажиры, совершившие круиз, могут оставлять свои отзывы и оценить судна по ряду критериев, оценки наших теплоходов в основном, высокие.
Наши
усилия направлены на предоставление туристам пакета качественных услуг,
чтобы они кроме незабываемых впечатлений могли исполнить свои желания,
касающиеся отдыха и обслуживания. Мы много внимания уделяем организации
их развлечения, предоставляем увлекательные экскурсионные программы,
знакомим иностранных туристов с украинской национальной культурой и
кухней, им дает концерты экипаж теплоходов, а наш обслуживающий персонал
старается учитывать индивидуальные привычки и пожелания
путешественников.
Путешествие
на борту наших теплоходов организуется по системе «все включено». На
наших теплоходах отлично организованное питание, туристов привлекает
изобилие качественных блюд и напитков. Им нравится дружественное и
приветливое отношение экипажа, поэтому многие из них путешествуют на
наших теплоходах неоднократно.
Удобством
гостей круглосуточно занимается слаженный коллектив обслуживающего
персонала – официантов, барменов, работников кухни, артистов,
бортпроводников. Причем от персонала требуется немалый объем знаний,
владения иностранными языками, а его условия работы очень непростые –
полгода отсутствие личного пространства и домашних условий, стресс,
усталость, не всегда дружественные клиенты, которые «всегда правы».
- А каковы другие результаты деятельности пароходства в 2018 году?
- 2018 год для Украинского Дунайского пароходства был непростым по навигационным условиям и по номенклатуре грузов.
В
первом полугодии наблюдался значительный рост экспорта сырья за счет
увеличения объемов производства на металлургическом комбинате в
Смедерево (Сербия) и, в то же время, критическое снижение объемов
перевозок между иностранными портами в связи с обвалом зернового рынка в
Европе.
Во
втором полугодии ситуация с перевозками между иностранными портами
нормализовалась, зерновой рынок оживился, однако с августа вначале на
Верхнем Дунае, затем на всем протяжении реки установилось мелководье. На
некоторых участках уровень достиг исторического минимума. Однако
благодаря слаженной работе службы эксплуатации флота и экипажей судов,
все караваны были выведены из зоны риска и продолжили работу на других
участках. Но все эти проблемы не помешали коллективу предприятия
перевыполнить годовой план по объему перевозок.
Всего
в 2018 году мы перевезли 2,74 млн тонн грузов, получили доход от
реализации продукции 987,4 млн грн, что на 14% больше, чем в 2017 году,
при этом чистый финансовый результат составил 7,2 млн грн, что
значительно больше, чем в 2017-м, когда он составлял 1,5 млн грн.
Журнал "Порты Украины", апрель 2019
Журнал "Порты Украины", апрель 2019