Экономика и армия Украины критически зависимы от поставок
дизельного топлива из России и Беларуси. Такое утверждение сделал
соучредитель Украинского института будущего Анатолий Амелин.
ИМПОРТ.
После обретения независимости в Украине работало шесть
нефтеперерабатывающих заводов, которые вырабатывали около 90% всего
топлива, потребляемого в стране. Однако в 2005 году правительство
приняло решение отменить таможенные пошлины на импорт нефтепродуктов.
После этого доля нефтепродуктов, которые производились на украинских
НПЗ, сократилась с 90% до 45%, и внутренний рынок страны стал зависимым
от цен на импортное топливо. Это привело к тому, что владельцы
нескольких НПЗ отказались от переработки нефти.
СЕЙЧАС
в Украине работают всего два НПЗ (Кременчугский и Одесский). Эти
предприятия вырабатывают 2,1 млн тонн нефтепродуктов в год. При этом
потребности Украины в ДТ и бензине составляют 6,8–7,5 млн тонн в год.
Дефицит топлива покрывается за счет импорта из других стран. В 2017 году
около 80% импорта приходилось на топливо из Беларуси (43%) и России
(37%).
РЕШЕНИЕ. По словам Анатолия Амелина, чтобы
снизить энергозависимость от страны-агрессора и ее союзника, необходимо
поднять эту проблему на уровень вопроса национальной безопасности.
Необходимо составить план снижения зависимости от ограниченного
количества поставщиков топлива. Кроме того, необходимо наращивать
внутреннюю добычу нефти и наладить партнерство с иностранными
владельцами НПЗ.