Страницы

11.08.18

Что будет, если президентом станет Юлия Тимошенко


Свою предвыборную заявку лидер “Батькивщины” представила (и достаточно мощно) на форуме под названием “Новый курс” еще 15 июня. С тех пор в рабочих группах идет обсуждение заявленных ею инициатив в части изменения Конституции и базовых законов сосуществования государства и гражданина – по сути, Тимошенко предлагает полностью переверстать т.н. общественный договор. Ее идеи тем интересней, учитывая, что следующему президенту придется быть модератором диалога между носителями двух диаметрально противоположных мнений о дальнейших путях развития страны – “европейского” и “самостоятельного”.

  1. КАНЦЛЕРСКАЯ РЕСПУБЛИКА БЕЗ КАНЦЛЕРА

Основа программы Тимошенко – доскональное изменение Конституции, как системы общественного договора. Тут можно выделить ряд основных позиций:
– Упразднение поста президента, внедрение новой формы правления – парламентско-канцлерской республики.
– Правительство возглавляет политик, чья политсила победила во втором туре парламентских выборов.
– Появляется новый орган – Национальная ассамблея самоуправления, фактически, верхняя палата парламента. На треть ее формируют главы профессиональных ассоциаций (бизнес, военные, медицина), на две трети – “моральные авторитеты”. Второй подход – в ассамблею входят представители общин (громад), которые сегодня создаются в рамках реформы децентрализации.
– Часть полномочий президента переходят к ассамблее – она сможет распускать парламент и Кабмин, назначать глав НАБУ, ГБР, НАПК, имеет право вето на законы.
– Законодательной инициативой предлагается наделить и простых украинцев (разработав систему онлайн-голосования за законы, буквально – это могут быть лайки в соцсетях).
– Оппозиция получает широкие полномочия и контрольные функции.
Детальней систему пояснили политологи, принимающие участие в работе экспертного пула, приглашенного штабом “Батькивщины”. По словам Николая Спиридонова, выборы в Раду планируется проводить в 2 тура. Проходной барьер предлагается на уровне 2% (в Раду пройдет большее количество партий). Победитель 2 тура получает 50% +1 мандат и возможность однопартийного формирования Кабмина, а лидер партии становится “канцлером”. “При этом глава правительства не будет называться “канцлером” – у слова негативная коннотация, будет принят термин “голова уряду” – но не премьер-министр: со сменой функционала меняется и название, – пояснил “Вестям” политэксперт Сергей Быков. – Глава правительства получит управление всей полнотой исполнительной власти, будет нести ответственность за все процессы”.
Местное самоуправление также “переверстают”: систему с обл- и райсоветами предложено отменить, вместо них будут общины и объединения общин. “По принятой модели именно представители общин будут формировать Национальную ассамблею самоуправления, она станет де-факто третейским судьей и верхней палатой парламента. Собираться будут не реже раза в год, сформируют из своего состава постоянно функционирующий исполнительный орган, – пояснил нам Быков. – Что до двухтуровых выборов в Раду – в теории, она позволит ликвидировать вероятные кризисы при формировании коалиции, когда власть формирует победитель 2 тура, а оппозиция – получает сумасшедшие гарантии (возможность сформировать руководство парламентских комитетов, контрольные функции в виде Счетной палаты, прямое обращение в суд в случае установления нарушений со стороны власти, минуя следственные комиссии)”.
Однако к реализации “нового курса” есть вопросы. Во-первых, как реализовать изменение Конституции на практике? “Для реализации плана потребуется 2/3 голосов парламента и две сессии – процедура сложна, а с 1991 года в истории Украины не было ни единого случая, когда бы одна политсила набрала конституционное большинство, – считает политолог Евгений Филиндаш. – Да и “отцы-содержатели” партий не готовы к глобальному переформатированию – скорее всего, это станет поводом для провала голосования в Раде и поводом уйти от темы, сказав: “ну не смогли мы!” Напротив, политолог Руслан Бортниксчитает идею парламентской республики, скорее, “наживкой” для украинских олигархов. “Ведь они совсем не против парламентской модели, которая откроет перед ними новые возможности по встраиванию в механизмы управления”, – заключил эксперт.
У Тимошенко, кстати, рассказали о несколько ином механизме, нежели видят эксперты – проведении всеукраинского референдума осенью 2019-го параллельно выборам в парламент (по старому закону). “Тогда новоизбранная Рада лишь утвердит результаты референдума – и я бы посмотрел на тех депутатов, которые в самый ответственный момент решат, скажем, уйти в буфет выпить кофе”, – прогнозирует Сергей Быков.
Второй вопрос, насколько сама Тимошенко будет готова пойти на усечение собственных полномочий, как новоизбранный президент. “Насколько это выгодно самой Тимошенко – вопрос: не факт, что через полтора года, когда нужно будет проводить выборы по обновленной Конституции, она будет лидером симпатий. Да и велик риск раздробленности парламента – при низком проходном барьере десятку фракций будет сложно договориться друг с другом, получится “итальянская забастовка” в украинском масштабе”, – прогнозирует политолог Денис Гаевский.
  1. ОБЩЕСТВО – “НУЖНО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ”

Социальную политику штабисты видят, как “построение Украины, как государства эффективного, в котором хочется жить и видеть собственное будущее”. Сама Юлия Тимошенко начала выступление на форуме 15 июня с посыла о необходимости создания условий для возвращения “заробитчан” назад в Украину. А на днях посыл повторила, заявив, что экономика держится на деньгах, присылаемых гастарбайтерами, оценив сумму в не менее 5$ млрд в год. “Страна проигрывает глобальную конкуренцию за человека, как самодостаточную величину – важно убрать те барьеры, которые сегодня существуют для саморазвития, формирования успешной карьеры, получения эффективного образования”, – поясняет Быков.
По его словам, одна из рабочих групп будет заниматься наработкой программы по созданию рабочих мест для каждого сектора экономики в отдельности. Сама Тимошенко отмечает в Фейсбуке, что необходимо “что-то срочно делать, чтобы привлечь молодых и талантливых людей работать в Украине”, говоря о комплексной программе “интеллектуального роста” страны. “Однако суть политики, в т.ч. гуманитарной и социальной, при Тимошенко будет сводиться к тем же “реформам”, что и при нынешнем президенте – демонтаж всех социальных благ, доставшимся нам в наследство от Союза, разгосударствлении предприятий, начале процесса продажи земли. Это часть политики, которую ведет Запад в отношении Украины, и я не вижу причин, по которым Юлия Владимировна откажется от этой политики”, – полагает Евгений Филиндаш. Правда, контртезисом этому – позиция самой Тимошенко, выступившей против вырубки карпатских лесов.
А вот одну из главных стратегических задач нового президента – по “сшиванию”, де-факто, разъединенной идеологически страны – у Тимошенко особо не артикулируют. Собеседники журналистов, близкие к штабу, декларируют ориентацию предложений “нового общественного договора” на “креативный класс” общества: его лояльность, по мнению технологов, призвана обеспечить кандидату поддержку в новых для нее электоральных нишах.
  1. ЭКОНОМИКА – БУДЕТ ЛИ РЕПРИВАТИЗАЦИЯ

Первые же экономические/социальные шаги президента Тимошенко будут связаны с политическими задачами, которые встанут сразу после инаугурации. “Это мгновенная постройка своего аппарата, смена правительства и проведение парламентской кампании для победы на выборах – и они будут диктовать соответствующее поведение: продолжение риторики о переходе к парламентской модели параллельно с мощным социальным популизмом образца ее же премьерства вкупе с проведением репрессий против собственных предшественников (кто именно ляжет под “пресс”, зависит от успешности переговоров с НФ или окружением президента Порошенко)”, – сказал Руслан Бортник. Претензии к “новым бывшим” могут, к слову, стать на первых порах даже источником для наполнения бюджета – по аналогии с реприватизацией Криворожстали в июне 2005 года. Тогда премьер Тимошенко объявила о “льготных условиях” и “фактическом отсутствии конкурса” при продаже завода компаниям SCM и “Интерпайп” (Ринат Ахметов и Виктор Пинчук) и провела новый конкурс, по итогу которого 93,02 % пакета акций Криворожстали продали за $4,8 млрд (против $800 млн с предыдущей продажи). “Претензии к нынешней команде власти тем более вероятны, учитывая, что иного ресурса у Тимошенко, кроме выдвижения претензий, подкрепленных уголовными производствами, по сути, нет, – считает Денис Гаевский. – И экономическая ситуация предельно понятна: нужно изыскивать ресурсы для повышения соцстандартов и выплат, а таковые есть в окружении действующего президента”.
По мнению экспертов, при этом Тимошенко сможет рассчитывать на условную лояльность администрации президента Трампа и европейских институтов власти. “Безусловной поддержки, конечно, не будет (как, впрочем, и у других политиков за исключением, разве что, Гриценко и Вакарчука) – а вот лояльность вполне, – прогнозирует Бортник. – Это значит, что у Тимошенко будет возможность заключить новые отношения с МВФ и получить транши при необходимости – на худших условиях и под высший процент, нежели даже сейчас, но получит без проблем – МВФ и другие кредиторы всегда стараются наладить отношения с новоизбранным президентом”.
  1. ДОНБАСС И МИР

Учитывая нерабочий характер нынешних переговорных площадок (Нормандский формат, Минская контактная группа, формат “Сурков – Волкер”), Юлия Тимошенко на форуме заявила о необходимости вернуться к Будапештскому меморандуму. “Это реальный документ, он подписан конкретными сторонами (США, РФ, Британия и КНР, – Ред.) После победы Тимошенко, она получит крепкий карт-бланш на Западе, что позволит ей обратиться к администрации президента США, попросить усилить давление на РФ – и усадить за стол переговоров”, – прогнозирует Быков. Сегодня часть команды Тимошенко уже занимается разработкой проектов законов, в частности, о декриминализации статей УК, связанных с сепаратизмом (пособничеством оккупантам) – это, по задумке, должно положить начало диалогу. Тем более, что подобные проекты прописаны в политической части Минских соглашений. “Но реализация Будапештского меморандума невозможна, о чем говорили и сами сферы влияния в Вашингтоне, – напомнил Евгений Филиндаш. – Поэтому слова Тимошенко – лишь попытка отличиться от остальных кандидатов, предъявить избирателю что-то оригинальное, на деле же цели замирения не ставятся”.
Это также весьма вероятно: на встрече с ветеранами и воинами АТО месяц назад Тимошенко заявила, во-первых, что Украине “нужна победа”, во-вторых, “мощная армия”. Также она расширила тезис о Будапештском меморандуме. “Нужен мир, и его надо достигать дипломатическим путем на базе Будапештского меморандума… Если бы тогда, когда мы сдавали ядерное оружие, нас приняли в НАТО, мы бы имели принципиально другую армию, у нас не было бы войны, мы были бы сильными, как другие участники НАТО”, – заключила Тимошенко. “Статус кво в первые годы ее президентства будет сохранен, а попытки реинтеграции возможны ближе к концу ее правления – чтобы переизбраться на миротворческих лозунгах, – предполагает Гаевский. – Слишком уж серьезной статьей для спекуляции (политической и экономической) стал конфликт, чересчур важен он истеблишменту, как инструмент управления обществом, например, отвлечения внимания, сужения гражданских прав и свобод”.