Россия «словно термит, подтачивает» все международные организации и комиссии, в которых участвует, поскольку пользуется их механизмами для достижения собственных целей. Чтобы пресечь «провоцируемое Россией гниение изнутри», западным странам необходимо не давать стране принимать участие в деятельности таких органов, а если это невозможно — внимательно следить за шагами Москвы.
Об этом пишет Илай Лейк в статье для Bloomberg, передають Вільні новини.
В своих отношениях с Россией США и Европа сегодня «стремятся к сдерживанию», говорится в публикации. Как отмечает Лейк, именно этот политический ориентир выступил побудительным мотивом как для введённых ещё Бараком Обамой секторальных санкций против Москвы после её «тайного вторжения в Украину», так и для инициированных в этом месяце американским Минфином персональных экономических мер, призванных показать России недопустимость «вмешательства» в выборы.
Между тем, по мнению журналиста, противодействовать Москве нужно не только при помощи сдерживания, но и при помощи «вакцинирования».
«Как я уже писал в 2016 году, деятельность России внутри международных организаций — как крупных, так и малых — слишком часто расшатывает основы этих организаций, — поясняет Лейк. — Это можно наблюдать в Совбезе ООН, где российское вето укрыло сирийского диктатора от последствий применения им химоружия. Можно это наблюдать и в Интерполе, через который Россия пытается издавать ордера на арест своих оппозиционеров».
«Москва, словно термит, подтачивает международные организации, в деятельности которых участвует», — констатирует он.
Как пишет автор статьи, сегодня так называемая Хельсинкская комиссия США — особый орган американского правительства, занимающийся отслеживанием ситуации с соблюдением прав человека в 57 странах мира, — рассмотрит дело «последней возможной жертвы провоцируемого Москвой гниения изнутри»: Комиссии ООН по борьбе с беззаконием в Гватемале. Данная организация, основанная в 2007 году, делает «жизненно важную работу по спасению этой центральноамериканской страны от полного её разорения бандитами», подчёркивает Лейк.
Хотя полномочий по судебному преследованию гватемальских чиновников у комиссии нет, она имеет право рекомендовать судам, кого им нужно преследовать, и её рекомендации обладают большим весом; в частности, «комиссия уже обезвредила одного гватемальского президента, и её следователи сейчас проверяют обвинения, высказанные в отношении нынешнего лидера страны», говорится в материале.
Тем более странно, продолжает автор, что под удар комиссии попали супруги Игорь и Ирина Битковы и их дочь Анастасия, которые в 2008 году были вынуждены бежать из России и оказались в Гватемале, купив там фальшивые паспорта и удостоверения личности.
Историю семьи Битковых подробно излагали американские СМИ: в 2007 году несколько российских банков сначала потребовали от них полностью выплатить взятый ранее кредит, большая часть которого была погашена, а затем — вынудили продать принадлежавший им целлюлозно-бумажный комбинат по гораздо меньшей цене, чем он реально стоил, рассказывает Лейк. «В тот период семью терроризировали: дочь в 2007 году похитили и изнасиловали, и семье пришлось заплатить $200 тыс. в качестве выкупа за неё, — пишет обозреватель Bloomberg. — К 2009-му Битковы перебрались в Турцию и за $150 тыс. приобрели новые паспорта — и новую жизнь в Гватемале».
Этот план, казалось, сработал — однако «мучившие семью русские не сдались»: в 2015 году «в результате давления, оказанного российскими банками», Битковы были арестованы за наличие у них поддельных документов.
Семья пыталась биться за свою свободу, и им даже в какой-то мере сопутствовала удача: в декабре прошлого года апелляционный суд постановил, что они виновны лишь в административных правонарушениях, но не в каких-то более серьёзных преступлениях, пишет автор. Тем не менее государственная прокуратура Гватемалы, которую подстёгивала Комиссия по борьбе с беззаконием, не сдалась, и уже в январе другой суд, проигнорировав решение аппеляционного суда, приговорил Игоря Биткова к 19, а его жену и дочь — к 14 годам тюрьмы.
Как подчёркивает Лейк , приговор Битковым был вынесен в рамках судебного преследования некой преступной группы, занимавшейся изготовлением поддельных документов за взятки; однако, как указывают американские журналисты, Битковы были не участниками этой группы, а её жертвами, поскольку являлись единственной стороной в данном деле, «не извлёкшей никакой выгоды из коррупции».
Как отмечает автор материала, чиновники Комиссии по борьбе с беззаконием в Гватемале по сей день нисколько не сомневаются в справедливости приговора по делу Битковых — там полагают, что суровое наказание станет мощным сигналом для «торговцев людьми». А вот в США считают по-другому: как рассказал в интервью Bloomberg член палаты представителей от Республиканской партии и сопредседатель Хельсинкской комиссии Кристофер Смит, «ужасное обращение и несправедливое отношение, от которых пострадала семья Битковых в Гватемале в результате действий Комиссии по борьбе с беззаконием, вызывают вопросы по поводу того, зачем ей преследовать — и притом с такой мстительностью — семью, которая лишь искала в этой стране убежища».
Ответы на эти вопросы как раз и будет искать на этой неделе Хельсинкская комиссия — что «само по себе иронично», полагает Лейк. «На момент основания возглавляемого Смитом органа в 1975 году предполагалось, что он будет отслеживать исполнение Советским Союзом обязательств по правам человека, принятым Москвой в рамках Хельсинкских соглашений — ведь к 80-м годам стратегия Запада заключалась в интеграции Советов в международные организации, дабы порицанием заставлять Москву менять свою политику, — пишет журналист. — Но более 40 лет спустя русские перевернули всё с ног на голову».
По мысли Лейка, на сегодняшний день Россия «с готовностью» участвует в таких организациях и оказывает на них влияние, «подрывая их, организовывая вендетты своих олигархов и вырывая зубы международному сообществу».
Как убеждён обозреватель Bloomberg, миру необходимо сообща защищать подобные органы от российского влияния. «Это значит, что Запад должен, при возможности, гнать Россию из комиссий, рабочих групп и комитетов, в задачи которых входит обеспечение соблюдения международного законодательства, — считает журналист. — Когда этого сделать нельзя, нужно следить за влиянием России и её участием в организациях вроде гватемальской Комиссии по борьбе с беззаконием гораздо внимательнее, чем делается с прочими странами. Словом, к России нужно относиться как к члену международного сообщества второго сорта».
Подобная политика, возможно, и не сдержит «российскую агрессию» в будущем, но она хотя бы «станет началом спасения мирового порядка, который Россия стремится уничтожить», в заключение отмечает Лейк.