10 августа истекает срок добровольного исполнения решения Хозяйственного суда Киева, по которому «Укрзализныця» должна выплатить нефтетрейдерской компании «Вог Аэро Джет» штраф 81 233 809, 15 грн за просрочку по возвращению топлива и 206 700,00 грн судебного сбора.
Сегодня железнодорожное ведомство всячески пытается выставить себя жертвой «Вог Аэро Джет», но при близком рассмотрении дела напрашивается вывод о том, что руководство «Укрзализныци» умышленно сделало все возможное, чтобы привлечь именно этого контрагента, скопить долг и штрафные санкции, проиграть все суды и сейчас по-быстрому вывести из бюджета компании миллионы гривен.
Как известно, 9 декабря 2015 года «Вог Аэро Джет» и Центр обеспечения производства (ЦОП) «Укрзализныци» заключили договор, по которому нефтетрейдер одолжил УЗ 20 тысяч тонн дизельного топлива общей стоимостью 344,56 млн грн, а УЗ обязалась вернуть ДТ аналогичного качества в том же количестве до 1 марта 2016 года. Однако железнодорожники окончательно погасили долг только 4 апреля. Контрагент обратился в суд с требованием взыскать с железной дороги штраф и получил удовлетворительное решение.
Близкие к руководству ПАО источники рассказали редакции Blacklist о существовании докладной записки Сергея Иванчи, и. о. руководителя ЦОП, в которой он информирует главу «Укрзализныци» Войцеха Балчуна, члена правления ПАО Александра Бужора и юридический департамент о начале исполнительного производства о взыскании многомиллионного долга.
Иванча рапортует о том, что Центр обеспечения производства пытается обжаловать решение суда в кассационном порядке, а также подал апелляцию о признании недействительным некоторых пунктов договора займа. И теме не менее торопит руководство погасить долг до 10 августа под предлогом избежания дополнительных убытков в виде 10% исполнительного сбора от суммы издержки.
Примечательно, что WOG не первый раз оказывается в эпицентре скандалов, связанных с завышением стоимости топлива для «Укрзализныци». Их цена всегда была на 20% выше среднерыночной, свидетельствуют данные ГП «Госвнешинформ», а также консалтинговой компании «А-95». Вопрос — почему этот контрагент из года в год выигрывает тендеры?
Договор предусматривает кабальные штрафные санкции:
«В пункте 4.3 договора установлено, что в случае нарушения сроков возврата продукции в соответствии с пунктом 3.2. спорной сделки, Железная дорога обязана уплатить истцуштраф в размере 1% от суммы продукции, переданной в ссуду, за каждый день просрочки», — говорится в решении Киевского апелляционного хозяйственного суда.
Т.е. всего за 1 месяц просрочки «Укрзализныця» задолжала контрагенту более 80 миллионов гривен — почти четвертую часть от общей суммы контракта. А не многовато ли?
Зная о драконовской сумме неустойки, почему просрочили платеж? Источники, близкие к УЗ говорят, что деньги у компании были, но долг был накоплен умышленно. Это очередная схема по честному обворовываю «Укрзализныци».
Кто разыграл спектакль? Чтобы найти ответ на этот вопрос, достаточно обратиться к хронологии: контракт с «Вог Аэро Джет» был подписан 9 декабря 2015 года. В тот период обязанности руководителя «Укрзализныци» исполнял Евгений Кравцов, который ныне является первым замом министра инфраструктуры и главой Набсовета ПАО. Профильным министерством руководил Андрей Пивоварский, а его заместителем был Владимир Омелян, который сейчас возглавляет МИУ.
Начатую аферу под бдительным руководством главных функционеров министерства доводит до конца и.о. начальника Центра обеспечения производства Сергей Иванча, введенный в УЗ небезызвестными смотрящими за железнодорожным ведомством Владиславом Лебедем и Станиславом Лесниковым.
А красиво довершает «схематоз» новый глава правления ПАО, европейский менеджер с «кристальной» репутацией Войцех Балчун. В то время, как пресс-служба УЗ пишет гневные сообщения с призывом к «Вог Аэро Джет» снизить цены на дизтопливо до уровня рыночных, он проводит неформальные встречи с представителями скандального нефтетрейдера, рассказывают источники, близкие к УЗ. А новый контракт с «Сокар Украина» на поставку топлива по рыночной цене — лишь ширма. По инсайдерской информации, договор с азербайджанской компанией будет оспорен Антимонопольным комитетом, к чему сейчас все и идет. На неформальных встречах с представители «Вог Аэро Джет» Балчун пообещал, что через непродолжительное время компания вернется к поставкам топлива на УЗ по завышенной цене.
После серии громких заявлений о давлении со стороны профильного министерства, Балчун все-таки сдался под натиском админресурса и стал карманным директором Кравцова и Омеляна. Безусловно, за хороший бонус к его не без того огромной по украинским меркам зарплате (больше 18 тыс долларов в месяц). Как растет благосостояние поляка можно отследить по его любимому детищу — рок-группе «Химия», которая с момента вступления Балчуна в должность начала демонстрировать небывалую активность и дает концерты каждые выходные.
Договорняки, а не переговоры, схемы, а не прозрачная деятельность — так выглядит объявленная Балчуном нулевая толерантность к коррупции?
Или все-таки сбылся прогноз министра Омеляна о том, что украинскую мафию на УЗ заменит украинско-польская? Которую он сам, судя по всему, и возглавил.