Страницы

11.08.16

Сегодня у «Укрзализныци» могут честно украсть больше 80 млн грн


10 августа истекает срок добровольного исполнения решения Хозяйственного суда Киева, по которому «Укрзализныця» должна выплатить нефтетрейдерской компании «Вог Аэро Джет» штраф 81 233 809, 15 грн за просрочку по возвращению топлива и 206 700,00 грн судебного сбора.
Сегодня железнодорожное ведомство всячески пытается выставить себя жертвой «Вог Аэро Джет», но при близком рассмотрении дела напрашивается вывод о том, что руководство «Укрзализныци» умышленно сделало все возможное, чтобы привлечь именно этого контрагента, скопить долг и штрафные санкции, проиграть все суды и сейчас по-быстрому вывести из бюджета компании миллионы гривен.
Как известно, 9 декабря 2015 года «Вог Аэро Джет» и Центр обеспечения производства (ЦОП) «Укрзализныци» заключили договор, по которому нефтетрейдер одолжил УЗ 20 тысяч тонн дизельного топлива общей стоимостью 344,56 млн грн, а УЗ обязалась вернуть ДТ аналогичного качества в том же количестве до 1 марта 2016 года. Однако железнодорожники окончательно погасили долг только 4 апреля. Контрагент обратился в суд с требованием взыскать с железной дороги штраф и получил удовлетворительное решение.


Близкие к руководству ПАО источники рассказали редакции Blacklist о существовании докладной записки Сергея Иванчи, и. о. руководителя ЦОП, в которой он информирует главу «Укрзализныци» Войцеха Балчуна, члена правления ПАО Александра Бужора и юридический департамент о начале исполнительного производства о взыскании многомиллионного долга.
Иванча рапортует о том, что Центр обеспечения производства пытается обжаловать  решение суда в кассационном порядке, а также подал апелляцию о признании недействительным некоторых пунктов договора займа. И теме не менее торопит руководство погасить долг до 10 августа под предлогом избежания дополнительных убытков в виде 10% исполнительного сбора от суммы издержки.
Примечательно, что WOG не первый раз оказывается в эпицентре скандалов, связанных с завышением стоимости топлива для «Укрзализныци». Их цена всегда была на 20% выше среднерыночной, свидетельствуют данные ГП «Госвнешинформ», а также консалтинговой компании «А-95». Вопрос — почему этот контрагент из года в год выигрывает тендеры?
Договор предусматривает кабальные штрафные санкции:
«В пункте 4.3 договора установлено, что в случае нарушения сроков возврата продукции в соответствии с пунктом 3.2. спорной сделки, Железная дорога обязана уплатить истцуштраф в размере 1% от суммы продукции, переданной в ссуду, за каждый день просрочки», — говорится в решении Киевского апелляционного хозяйственного суда.

Т.е. всего за 1 месяц просрочки «Укрзализныця» задолжала контрагенту более 80 миллионов гривен — почти четвертую часть от общей суммы контракта. А не многовато ли?
Зная о драконовской сумме неустойки, почему просрочили платеж? Источники, близкие к УЗ говорят, что деньги у компании были, но долг был накоплен умышленно. Это очередная схема по честному обворовываю «Укрзализныци».
Кто разыграл спектакль? Чтобы найти ответ на этот вопрос, достаточно обратиться к хронологии: контракт с «Вог Аэро Джет» был подписан 9 декабря 2015 года. В тот период обязанности руководителя «Укрзализныци» исполнял Евгений Кравцов, который ныне является первым замом министра инфраструктуры и главой Набсовета ПАО.  Профильным министерством руководил Андрей Пивоварский, а его заместителем был Владимир Омелян, который сейчас возглавляет МИУ.
Начатую аферу под бдительным руководством главных функционеров министерства доводит до конца и.о. начальника Центра обеспечения производства Сергей Иванча, введенный  в УЗ небезызвестными смотрящими за железнодорожным ведомством Владиславом Лебедем и Станиславом Лесниковым.
А красиво довершает «схематоз» новый глава правления ПАО, европейский менеджер с «кристальной» репутацией Войцех Балчун. В то время, как пресс-служба УЗ пишет гневные сообщения с призывом к «Вог Аэро Джет» снизить цены на дизтопливо до уровня рыночных, он проводит неформальные встречи с представителями скандального нефтетрейдера, рассказывают источники, близкие к УЗ. А новый контракт с «Сокар Украина» на поставку топлива по рыночной цене — лишь ширма. По инсайдерской информации, договор с азербайджанской компанией будет оспорен Антимонопольным комитетом, к чему сейчас все и идет. На неформальных встречах с представители «Вог Аэро Джет» Балчун пообещал, что через непродолжительное время компания вернется к поставкам топлива на УЗ по завышенной цене.
После серии громких заявлений о давлении со стороны профильного министерства, Балчун все-таки сдался под натиском админресурса и стал карманным директором Кравцова и Омеляна. Безусловно, за хороший бонус к его не без того огромной по украинским меркам зарплате (больше 18 тыс долларов в месяц). Как растет благосостояние поляка можно отследить по его любимому детищу — рок-группе «Химия», которая с момента вступления Балчуна в должность начала демонстрировать небывалую активность и дает концерты каждые выходные.
Договорняки, а не переговоры, схемы, а не прозрачная деятельность — так выглядит объявленная Балчуном нулевая толерантность к коррупции?
Или все-таки сбылся прогноз министра Омеляна о том, что украинскую мафию на УЗ заменит украинско-польская? Которую он сам, судя по всему, и возглавил.